Создание интернет-магазинов сегодня уже стало целой отдельной отраслью в индустрии создания сайтов, в которой есть свои стандарты, тенденции и общепринятые вещи. Сайт интернет-магазина делается с одной целью - получить продажи. Как можно получить продажи? Продажи - это посещаемость + конверсии. И если с посещаемостью все просто, ее можно получить контекстной рекламой или продвижением в поисковых системах. То вот конверсии зависят только от самого интернет-магазина.
Сайт успешного интернет-магазина начинается с хорошего технического задания При этом не существует какого-то одного универсального ТЗ, которое позволит сразу сделать успешный интернет-магазин. Техническое задание на интернет-магазин - это способ еще до момента старта проекта в жизнь определить его сильные стороны и так нивелировать слабые, чтобы их даже заметно не было.
При создании и, что не менее важно, согласовании технического задания важно все:
- расположение навигационных меню
- размер и функционал "шапки" сайта
- как будет выглядеть страница товара
- как будет привлекаться внимание посетителя к дополнительным товарам, которые тоже нужно продавать
- как избежать рассеивания внимания, сконцентрировать его на совершении покупки или регистрации
- как сделать процесс посещения магазина приятным и увлекательным, а процесс покупки - удобным
- как вызвать желание посетителя приходить на сайт интернет-магазина снова и снова
Поэтому техническое задание - это, скорее, некий общий продукт, который создается силами заказчика и исполнителя с единственной целью: сформировать у всех участников работы над проектом четкое понимание того, что должно получиться в итоге, и тем самым значительно сэкономить время на реализацию проекта.
Дизайн интернет-магазина
Чтобы добиться успеха, нужно действовать по четко разработанному (и желательно уже апробированному и хорошо зарекомендовавшему) себя плану. И вариантов здесь немного. Только 2:
- скопировать работу уже существующего успешного ресурса
- провести более серьезную работу, определить все плюсы и минусы проекта, сделать проект уникальным по реализации и получить намного больше удовольствия не только от результата, но и от процесса работы
Самое важное, что оба варианта правильные. Неправильным всегда был и будет только один - "не как у всех"
Сколько времени занимает весь процесс?
В среднем, на создание проекта "под ключ" уходит около 2 месяцев. Причем, как правило, львиную долю времени забирает работа над дизайном сайта (иногда до 1,5 месяцев, если в процессе работы необходимо внедрение новых идей). Программирование интернет-магазина это стандартный процесс, если только не было разработано новых индивидуальных решений. Они тоже требуют времени. И еще. Если вы планируете использовать обмен данными между сайтом и 1С - на эти работы тоже требуется определенное время.
Выбор CMS для интернет-магазина
Нет необходимости обсуждать те или иные системы управления и сравнивать их. У каждой найдутся свои плюсы и минусы. Совершенно четко нужно понимать, что если новый интернет-магазин разрабатывается для того, чтобы быть успешным, если планируется, что он будет работать с сервисом Яндекс-маркета, с большим количеством товаров, если в нем будут регистрироваться пользователи (а они будут в нем регистрироваться и при регистрации будут оставлять свой адрес электронной почты), если планируется импорт данных из 1С и т.д., то это серьезный проект.
Для серьезных проектов подходят только коммерческие системы управления. И вот почему:
- это проверенное и отлаженное решение "из коробки" - включили, настроили, работаем
- техподдержка изготовителя гарантирована - если есть какой-то вопрос не к создателю сайта, а по возможностям CMS - на него вежливо ответят консультанты разработчика CMS
- регулярное техническое обновление - это как ТО автомобиля :)
- регулярное обновление системы защиты
- большое количество готовых решений, подключаемых простым нажатием мышки - системы приема платежей, визуальное оформление и т.п.
Если проект планируется как пилотный, чтобы посмотреть пойдет - не пойдет и бюджет очень ограничен, то да, можно взять бесплатную CMS. Как правило, большинство из них обладают открытым кодом, уязвимости их хорошо известны и как только такой интернет-магазин станет более-менее популярен, надо будет готовиться к переходу на платную CMS.
Хитрости и тонкости при создании интернет-магазинов
- Всегда обращайте внимание на дизайн и функционал крупных, известных интернет-магазинов
- Не ориентируйтесь на зарубежные интернет-магазины, если они не известны, или не популярны в нашей стране - не факт, что этот дизайн будет адекватно воспринят посетителями сайта
- Использовать или нет онлайн-консультанта? Однозначно - да! (Но только в том случае, если под эту должность у вас в штате есть свободная единица, в противном случае - никогда)
- Используйте на главной странице яркие спецпредложения, привлекающие внимание посетителя интернет-магазина, это позволит стимулировать посетителя к дальнейшему изучению сайта
- Используйте максимально возможное количество способов доставки товара. Сайт интернет-магазина получает больше конверсий, если посетитель видит, что товар он может забрать сам в удобное ему время, или он может получить его в пункте выдачи, или забрать на почте. Не у всех есть время ждать курьера дома.
- При невысокой стоимости товара - лучше дать посетителю возможность сделать оплату на сайте. С суммами до 3 000 руб среднестатистический пользователь интернета расстается сегодня спокойно
- Используйте на сайте систему приема электронных платежей. Если оплату можно провести только в отделении СберБанка, а для этого надо еще распечатать квитанцию, это может очень сильно снизить количество конверсий интернет-магазина
- Использовать ли видео для просмотра товара? Если у вас есть видеоролик хорошего качества, четкий, выгодно подчеркивающий все плюсы товара - выкладывайте его на Youtube и транслируйте на сайте интернет-магазина. Если видео снято на камеру мобильного телефона, без штатива и со слабым освещением - лучше не надо
- На странице товара используйте несколько фотографий товара, лучше хорошего качества, лучше если фото будут большими и могут пролистываться в фото-галерее. Это позволит лучше показать посетителю сайта "товар лицом" и простимулировать покупку
- Если на сайте вашего интернет-магазина есть несколько однотипных товаров (например, сумочки одной формы, но разных цветов) - дайте посетителю воспользоваться возможностью сравнения товаров, это стандартный функционал, уже включенный в большинство стандартных коммерческих CMS
- При большом количестве товаров используйте модуль подбора по характеристикам. Это удобно и этот модуль также входит в большинство коммерческих CMS
- Стимулируйте дальнейшие покупки и изучение сайта, используя формулировки "С этим товаром часто покупают" и "Похожие товары", а также "Вы уже смотрели"
- Если у вас есть возможность и время на составление отзывов к товарам - напишите их. Если вы готовы предоставить определенные скидки или бонусы реальным посетителям сайта за написание отзывов о товаре - позвольте им это сделать! (Но только зарегистрированным пользователям интернет-магазинов :) ). Такие отзывы выглядят более естественно, поскольку написаны разными людьми
- Используйте метрики - Яндекс-метрику или Гугл Аналитикс. Это позволит отслеживать поведение пользователей на сайте, узнать, все ли им понятно, выявить слабые места сайта и поправить их. А к моменту запуска рекламной кампании вы сможете отслеживать конверсии по каждому источнику
- Использовать или нет авторизацию через социальные сети - это вопрос, который требует обдумывания. Если целевая аудитория вашего сайта молода и часто пользуется социальными сервисами - однозначно, да. Если аудитория интернет-магазина достаточно взрослая и консервативная - не загромождайте сайт функционалом, который не будет востребован
- По возможности, не используйте на страницах своего интернет-магазина сторонней рекламы (например, товары Яндекс-маркета, реклама от Гугл). Да, искушение немного подзаработать на хорошей посещаемости велико, но для такого размещения больше подходят контент-проекты