Работа над юзабилити

20.11.2015

Юзабилити - удобство пользования сайтом (при работе в интернет) или любым другим программным интерфейсом. Пользователю интуитивно должно быть понятно, что произойдет, если он нажмет на ту или иную ссылку, перейдет по ссылке с рисунка или конкретного предложения. Т.е. заголовки, формулировки и меню должны быть построены на сайте таким образом, чтобы пользователь заранее представлял себе, что произойдет, или какую информацию он увидит, совершив клик мышью по объекту.

Таким образом, чем проще и понятнее сформулированы меню и гипертекст на странице - тем больше вероятность, что пользователь скорее перейдет по ним. Чем сложнее текст, чем больше в нем двусмысленностей, или (что еще хуже) некоторые формулировки дублируют друг друга по смыслу, тем больше вероятность, что по ним не будет кликов.

Это касается как простых переходов, так и переходов из раздела в подраздел. Например, когда мы заходим в любой супермаркет, нам удобнее ориентироваться по указателям в нем. Увидев надпись "аудио и видео", мы четко понимаем, что домашний кинотеатр, или цифровую кинокамеру мы найдем именно в этом отделе. Самый лучший вариант - когда в отделе "аудио и видео" есть подотдел (или, хотя бы, указатель) "цифровые видеокамеры" - мы быстрее найдем нужную вещь. Не будем мучить консультанта (который, к тому же, может оказаться в плохом настроении) и с большей вероятностью (если найдем нужную видеокамеру) купим ее в этом магазине.

Точно также и на сайте. Если есть раздел "полезная информация о пластиковых окнах" - пользователь, скорее всего, поймет, что в нем он сможет прочесть статьи и техническую документацию об окнах. Если же раздел называется просто "пластиковые окна" - то изначально неизвестно, что в нем находится - цены на эти окна, или их описание.

Используя формы для заполнения (анкетирование, голосование и т.п.) нужно формулировать вопросы максимально просто, оставляя для ответов три поля: "да" "нет", "другое (указать)". Ведь даже в вопросе "укажите Ваш пол" возможны более чем два варианта ответов.

На одной странице лучше не задавать более чем 1 вариант вопроса. Например, вопрос "нравится ли вам новый дизайн нашего сайта" не может быть расценен как простой. Каждый элемент дизайна может нравиться или нет (цвет, шрифт, меню и т.п.). Поэтому, если посетителю сложно ответить на вопрос - он, скорее всего, не станет на него отвечать, а вот если посетителю сложно ориентироваться в путешествии по сайту, то он, скорее всего, уйдет с него, и пойдет на другой, который, возможно, является конкурентом.